"ЛАЛИТА
КАЛА" - ТОНКОЕ ИСКУССТВО"
"Нет такого учения или мудрости,
искусства или ремесла,
плана или действия,
которые не были бы представлены в танце"
(Бхарата Шастра)
Классический танец в Индии считают одной
из форм йоги, признавая в нем синтез физической энергии и духовной силы.
Его основная движущая сила - индуизм с его богатым фольклором, сокровищницей
мифов, легенд и обрядов.
Согласно индуистской мифологии, первым танцором
был бог Шива. Своим космическим танцем - Тандава - он создал мир из хаоса.
Этим же танцем мог и разрушить его. В ипостаси танцора Шива известен как
Натараджа - Владыка Танца. Шива научил танцевать свою супругу Парвати
- так возникла женская форма танца - Ласья. Поначалу танец был доступен
лишь небожителям. В небесном дворце царя богов Индры устраивались пышные
празднества, где самые прекрасные апсары - полубожественные танцовщицы
- показывали свое искусство. Когда же сам Шива танцевал Тандава, боги
считали за великое счастье составить ему оркестр. Вот как описан этот
танец в древнем санскритском тексте:
"Энергия третьего глаза Шивы заставляет
содрогаться все миры. Шива ослепляет своей сдержанной улыбкой. По волосам
Шивы, украшенным луной и звездами, спускается на землю Ганга. В руках
Натараджи - трезубец, барабанчик и священный огонь. О Шива, исполняющий
Тандава со своей супругой Парвати, ваш танец заставляет все миры замереть
в трепетном восторге. Вишну играет на мридангаме, Индра - на флейте, Брахма
задает ритм танцу, Сарасвати аккомпанирует на вине, а Лакшми поет. О Натараджа,
мой бог и покровитель, весь мир озарен огненной энергией твоего танца!"
Простым смертным не дано было видеть танцы
богов. Но мудрец Бхарата за свои великие подвиги и аскезу был удостоен
милости присутствовать во дворце Индры. Бхарата захотел, чтобы людям тоже
стало доступно искусство танца. Он смиренно обратился к Брахме, создателю
драмы, и Шиве, первому танцору, прося их открыть свои знания. Получив
из уст Брахмы эти знания, Бхарата записал их. Так, по преданию, возникла
"Натья Шастра" (известная также под названием "Бхарата Шастра") - "Наука
о танце", трактат, на основе которого развились все стили классического
танца Индии - Бхарата Натьям, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Мохиниаттам,
Манипури и Катхак... Затем Бхарата попросил Шиву и Парвати отправиться
с ним на землю и научить людей танцевать. Бог и богиня согласились. Шива
научил танцу мужчин, Парвати - женщин.
Согласно "Натья Шастре", понятие "танец"
включает в себя "нритта" - чистый танец без смысловой нагрузки, в котором
важна точность исполнения движений; "нритья" - танец, где сочетается техника
исполнения и мастерство абхиная - актерской выразительности; "натья" -
драматическое действие. Эти три компонента, слитые воедино, порождают
гармонию "Лалита кала" - тонкого искусства - так называют в Индии классический
танец. Современные формы классического танца Южной Индии - Бхарата Натьям,
Кучипуди, Катхакали и Мохиниаттам - возникли на основе древней танцевальной
традиции, присущей именно Югу.
Система классического танца Кучипуди явилась
кульминацией развития существующих танцевальных направлений в культуре
Индии. Основанный на фундаменте танцевального искусства - "Натья Шастре",
Кучипуди развивался по пути чистоты и сохранения древнейшего наследия.
Богатство и глубина изображения различных чувств в этом стиле являются
его главным достоинством. Это форма танцевальной драмы, которая возникла
приблизительно за 300 лет до нашей эры. Кучипуди является одним из ярких
видов искусства классического танца штата Андхра-Прадеш. Особое место
в Кучипуди, гармонично соединившем пение, танец и драматическое представление,
занимают сольные танцевальные эпизоды. Свое название стиль получил по
имени деревни в самом сердце Андхра-Прадеш, которая была дарована артистам
правителем княжества Голконда в 15 веке. Изначально деревня называлась
Кучелавапури, т.е. поселение актеров. Происхождение этого названия связано
с одним из великих эпосов Древней Индии - "Рамаяной". Согласно "Рамаяне",
божественный правитель Рама усомнился в верности своей супруги Ситы и
повелел ей удалиться в изгнание. Сита всегда была верна мужу, и в это
время ждала от него ребенка, но, как послушная жена, выполнила его волю.
Она стала жить в обители мудрецов, где вскоре у нее родились сыновья-близнецы
- Куша и Лава. Когда они подросли, Сита поведала им свою печальную историю.
Братья стали бродить по стране, рассказывая ее с помощью музыки, пения
и танца. Так они дошли до Айодхьи, где правил Рама. Услышав от молодых
артистов повесть о своей жизни, Рама взволновался, повелел привести их
во дворец, расспросил их о том, кто они и понял, что перед ним - его родные
сыновья. Рама раскаялся и просил Ситу и сыновей простить его... А сочетание
имен "Кушилава", "Кушилобо" или "Кучелава" во многих индийских языках
означает "странствующий актер".
Во времена правления Великих Моголов в Индии
в средние века многие традиционные виды искусства пришли в упадок. Танцы
из ритуального действа превратились в придворное развлечение, артисты
воспевали не бога, а своего покровителя. И именно в это время, в 15 веке,
жил человек, которому Кучипуди обязан своим сохранением в первозданной
чистоте и необычайной популярностью даже сегодня. Имя этого танцора, поэта
и мудреца - Сиддхендра Йоги. О его личности известно немногое. Его песни
о любви Сатьябхамы к Кришне послужили основой для известнейшего балета
Кучипуди "Бхамакалапам".
Композиции стиля Кучипуди
создавались и на стихи таких великих поэтов, как Шанкарачарья, Аннамачарья,
Джаядева. Очень известны в Индии аштапади (восьмистишия) Джаядевы о любви
Радхи и Кришны. В танцевальной традиции Кучипуди есть несколько прекрасных
композиций на основе этих аштапади. Кучипуди верен также и другим каноническим
жанрам танца - коутвам, джатисварам,
тиллана, тарангам.
Для сохранения чистоты Кучипуди женщинам
было запрещено его танцевать, и он исполнялся только юношами из брахманских
семей. В середине нашего века Гуру Ведантам Лакшминараяна Шастри отступил
от этой традиции и представил девушек - исполнительниц Кучипуди. Другой
знаменитый танцор и учитель - Вемпати Чинна Сатьям Гару - вывел стиль
Кучипуди на большую сцену и добился его признания и уважения. В его академии
в Мадрасе обучались такие известные танцовщицы как Виджаянтимала, Хема
Малини, Сонал Мансингх, Ямини Кришнамурти и другие. Пожалуй, самой преданной
искусству Кучипуди среди всех его учеников является всемирно известная
танцовщица Шримати Шобха Найду, удостоенная титула "Нритьячудамани" ("Постигшая
мудрость танцевального искусства"). Она много гастролирует по Индии и
за рубежом, а также преподает искусство танца в Академии Искусства Кучипуди
в Хайдарабаде, столице штата Андхра-Прадеш.
Академия была создана на средства от выступлений
Шримати Шобхи Найду. Это частная академия, не имеющая высоких доходов,
но пользующаяся авторитетом благодаря поддержке известных меценатов и
деятелей культуры и искусства Южной Индии. Возраст студентов - от 6 до
26 лет. Курс обучения в Академии - 5 лет. За это время студенты изучают
теорию танца, основанную на "Натья Шастре", танцевальные движения - от
простых к сложным, основы ритма (тала), музыки и пения. Только после изучения
базы движений можно приступать к танцевальным композициям. Первой из них
является "Пурварангам", который служит молитвой и обращением к богам,
к своему духовному наставнику - Гуру, а также служит приветствием аудитории,
где собрались знатоки и ценители искусства. Студенты
Академии участвуют в балетах Кучипуди, постановкой которых занимается
Шримати Шобха Найду на основе древнейших танцевальных композиций. Такие
балеты как "Бхамакалапам", "Шри
Кришна Париджатан", "Шри Кришна
Шаранам Мама" неоднократно были представлены труппой Академии во многих
городах Индии и за рубежом. Академия дает возможность показать себя наиболее
талантливым студентам, организуя их сольные концерты. Многие студенты
по окончании курса обучения получают право преподавания танца в Академии.
Так сохраняется традиция "Лалита кала" - тонкого искусства танца Кучипуди.
|